Слово в неделю прп. Марии Египетской

Всем нам известно, конечно, выражение «добропорядочный человек» и то,  чем такой человек отличается от не добропорядочного. Помню, что во времена моего неофитства меня поразили в Евангелии те места , где говорится, что мытари и грешники войдут в Царство Небесное прежде людей внешне праведных. У меня даже возник спор с одним товарищем, который никак не мог согласиться с такой «несправедливостью». «Как же так?» — не понимал мой товарищ. «А где же логика, где справедливость?» — Казалось бы, как плохое может быть лучше хорошего? Но та логика, которая применима к обычной жизни, не совпадает с евангельской истинной. И мы видим, что первым в рай входит покаявшийся разбойник, блудница получает прощение, а «правильный» фарисей осуждается. Может быть причина непонимания заключается в том, что мы не можем посмотреть на других людей глазами Христа?

Л.Н.Толстому принадлежат такие слова, на мой взгляд точно определяющие наш ошибочный взгляд на человека : «Одно из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою.»

Сегодня, в день памяти преподобной Марии Египетской, мы слышали евангельское чтение о грешнице, которая подошла ко Христу в доме Симона фарисея и умыла ноги Спасителю. И снова видим прощение грешницы , прозвучавшее из уст Господа.

«И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи.» (Лк.7,44-48)

Действительно, любовь к Богу побеждает грех, делает возможным полное возрождение человека. Борис Пастернак в стихотворении «Магдалина» выразил это в таких словах :

Но объясни, что значит грех,
И смерть, и ад, и пламень серный,
Когда я на глазах у всех
С тобой, как с деревом побег,
Срослась в своей тоске безмерной.

Когда твои стопы, Исус,
Оперши о свои колени,
Я, может, обнимать учусь
Креста четырехгранный брус
И, чувств лишаясь, к телу рвусь,
Тебя готовя к погребенью.

Преподобная Мария Египетская даёт нам удивительный пример покаяния и любви к Богу.В начале её жизненного пути вся её любовь была обращена на себя саму, на своё тело, это была любовь испепеляющая — животная страсть, которая не оставляла в душе места Богу и чему-либо святому.Как писала Марина Цветаева:

Горечь! Горечь! Вечный привкус
На губах твоих, о страсть!
Горечь! Горечь! Вечный искус —
Окончательнее пасть.

Но впоследствии, испытав подлинное покаяние, она смогла не просто изменить себя, а в полном смысле воскреснуть, возродиться. Да, это удивительно, но надо помнить, что Бог не оставляет человека и дает ему шанс покаяться и  изменить свою жизнь. В житии Марии Египетской говорится, что она  встала на путь греха, движимая страстью к наслаждению. Существуют и другие причины, которые приводят человека на путь погибели. В русской литературе есть две «великие» блудницы — это Катюша Маслова из романа Л.Н.Толстого «Воскресение» и Сонечка Мармеладова из «Преступления и наказания». Катюша Маслова встала на путь греха, потеряв веру в людей и в добро, будучи обманутой любимым человеком — князем Нехлюдовым. Как пишет об этом автор романа «с этой страшной ночи она перестала верить в добро». Сонечка Мармеладова идёт на панель, чтобы спасти от голода свою семью — больную мачеху и сводных братьев и сестёр. Таким образом она приносит себя в жертву ради своих близких. Однако, эта жертва бессмысленна, она не оправдывает Соню и не может удержать от падения в бездну, т.к. она переступила черту, переступила через себя. Но обе блудницы — Сонечка и Катюша спасаются и возрождаются к новой жизни.

Несмотря на страшное падение в душе у Сонечки остаётся место для веры в Бога, она понимает всю глубину своего падения. В разговоре с Раскольниковым Сонечка говорит: « — Ах, что вы это им сказали! И при ней? — испуганно вскрикнула Соня, — сидеть со мной! Честь! Да ведь я… бесчестная… я великая, великая грешница! Ах, что вы это сказали!

— Не за бесчестие и грех я сказал это про тебя, а за великое страдание твое. А что ты великая грешница, то это так, — прибавил он почти восторженно, — а пуще всего, тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы не ужас, что ты живешь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама (только стоит глаза раскрыть), что никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь! Да скажи же мне наконец, — проговорил он, почти в исступлении, — как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются?»

Достоевский подчёркивает, что Сонечка умертвила, т.е. убила себя , и в этом её сходство с Раскольниковым. Раскольников перешагнул через  жизнь другого человека, а Сонечка перешагнула через себя. Но несмотря на это, спасение для Сонечки возможно, но не как человеческое «исправление»,  а как чудо Божие,  как воскресение.

С особенной силой выражена уверенность в спасение Сонечки в сцене чтения Евангелия о воскрешении Лазаря. Никто ведь не мог поверить , что воскреснет четверодневный мертвец, но Христос совершает то, чего по человеческим понятиям не может быть. Так и душа грешницы может воскреснуть.

«Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило ее. Голос ее стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нем и крепили его. Строчки мешались перед ней, потому что в глазах темнело, но она знала наизусть, что читала. При последнем стихе: «не мог ли сей, отверзший очи слепому…» — она, понизив голос, горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых иудеев, которые сейчас, через минуту, как громом пораженные, падут, зарыдают и уверуют… «И он, он — тоже ослепленный и неверующий, — он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! сейчас же, теперь же», — мечталось ей и она дрожала от радостного ожидания.»

Мария Египетская дошла в своём падении до самого дна, так же как героини двух романов, о которых шла речь. Когда человек чувствует, что под ногами бездна и опускаться больше некуда, дальше не от чего будет оттолкнуться, остаётся надежда только на Бога, который может «прокаженное очистить». И спасение в этом случае вполне можно уподобить воскресению, восстановлению первоначальной цельности. Более того, мы видим , что Мария Египетская не только была прощена, но сподобилась благодатных даров, которые давались не всем подвижникам. В притче о блудном сыне, который вернулся в дом отца, промотав имение, отец говорит слугам: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.» (Лк.15,11-32)

Отец вернул заблудшему сыновнее достоинство и свою любовь. Жизнь Марии Египетской показывает нам, что как бы не было велико падение человека, не надо отчаиваться. Покаяние и прощение возможно всегда. Остаётся прояснить ещё один вопрос: а нужно ли переступать черту, зависать над бездной, что бы испытать покаянные чувства? Конечно, не нужно. Человеку изначально дано здоровое нравственное чувство, голос совести, надо лишь сохранять и развивать в себе то доброе, что вложено в душу Богом. И пусть нам поможет в этом Господь по молитвам преподобной Марии Египетской!

Протоиерей Андрей Клоков