Простая история

Приближается очередная годовщина Победы в Великой Отечественной Войне. Праздник любимый нашим народом потому, что он — настоящий, невыдуманный. Праздник с привкусом горечи потому, что победа эта досталась очень дорогой ценой. Как сказал в своем предисловии к книге «Воспоминания о войне» (автор Н. Н. Никулин) Михаил Борисович Пиотровский: «Истина о войне складывается из различных правд. Она у каждого своя. У кого — радостная, у кого — трагическая, у кого — полная Божественного смысла, у кого — банально пустая. Но для того, чтобы нести людям свою личную правду, надо иметь на это право».

Редко какую семью в нашей стране война обошла стороной, и многие семьи хранят воспоминания, рассказыDSC_0059 дедушек и бабушек о событиях семидесятилетней давности. Есть воспоминания, которыми я хотел бы поделиться, и в моей семье. Мой отец, Клоков Евгений Павлович, родился в Белоруссии, в деревне Янковичи Россонского района Витебской области. Так случилось, что дедушка с бабушкой развелись и, в результате, мой отец со своей мамой, Клоковой Раисой Семеновной, оказался в Ленинграде. Летом 1941-го года, когда отцу не было еще и четырнадцати лет, он поехал на каникулы к отцу в Белоруссию. Вскоре началась война, и отец оказался на оккупированной территории. Связи с Ленинградом не было, и увидеться с бабушкой ему суждено было лишь спустя три года. С начала войны в Белоруссии стало зарождаться партизанское движение. Летом 1942-го года отца приняли в партизанский отряд им. Молотова. Кто-то донес гитлеровцам об этом, в результате чего последовала карательная операция. 28-го июля 1942-го года в лесничестве, где жил мой отец у своих родственников, было расстреляно 18 человек, в том числе мачеха отца, Клокова Татьяна Степановна и брат — Клоков Сергей Павлович 1939-го года рождения.

DSC_0068Клоков Евгений Павлович принимал участие в боевых операциях партизанской бригады. Был минометчиком. В ноябре 1943-го года был ранен. В январе 1944-го года отец получил от бабушки первое письмо. Она писала, что пережила блокаду Ленинграда, что все соседи по квартире умерли, она одна осталась в живых. Всю блокаду продолжала работать на фабрике, шила обмундирование для солдат. После работы с другими женщинами ходила патрулировать улицы города. Ее наградили медалью «За оборону Ленинграда». В Ленинград отец вернулся в середине июля 1944-го года, где и встретился со своей матерью. Через Россонский район два раза прокатился каток войны. В 1941-м году, когда немцы рвались в Москву, и в 1944-м, когда красная армия гнала немецкую армию в Германию. Два года на территории района бушевала партизанская война. Район обезлюдел. В 1940-м году район насчитывал 40 тысяч жителей, а к концу 1945-го года в нем осталось 10 тысяч.

Мой дед, Клоков Павел Антонович (партизан), скончался от ран после войны.

Его невестка, Клокова Татьяна Степановна, расстреляна гитлеровцами в июле 1942-го года.

Его брат, Клоков Лука Антонович, старшина красной армии, погиб в марте 1945-го года под Берлином.

Брат отца, Клоков Сергей Павлович, заколот штыком гитлеровцами в июле 1942-го года в возрасте трех лет.

Клоков Степан Антонович, комиссар партизанского отряда, скончался от ран после войны. Брат отца, Спиридович Николай Васильевич, сержант красной армии погиб в 1944-м году под Кенигсбергом.

Брат отца, Клоков Олег Степанович, умер от голода в 1943-м году в возрасте трех лет. Это далеко не полный список родных, погибших на той войне.

Хочется еще раз процитировать М. Б. Пиотровского: «Войны, такие, какими их сделал 20-й век, должны быть начисто исключены из нашей земной жизни, каким бы справедливыми они не были. Иначе всем нам — конец!». Когда я думаю о том, какая музыка и какие слова соответствуют этому дню, на ум приходят не бравурные марши, а тихие проникновенные строки из стихотворения Анны Ахматовой:

И в День Победы, нежный и туманный,

Когда заря, как зарево, красна,

Вдовою у могилы безымянной

Хлопочет запоздалая весна.

Она с колен подняться не спешит,

Дохнет на почку, и траву погладит,

И бабочку с плеча на землю ссадит,

И первый одуванчик распушит.

 

Христос Воскресе!