Суббота. Раннее утро. Прихожане пискаревского храма подходят к часовне. Впереди их ждет насыщенный день, ведь сегодня они едут в Псково-Печерский монастырь.
Автобус отправился в путь. В районе аэропорта Пулково, к экскурсантам присоединяется отец Никодим. Он знаком многим пискаревцам по предыдущим паломничествам. Сегодня он – проводник по истории и современности Псковской земли и монастыря Печоры.
Примерно десять часов утра. Остановка в Луге. Есть время посетить туалет и выпить кофе. А те, у кого нет такой необходимости, могут повнимательнее рассмотреть монумент «Партизанская слава». Девушка с автоматом в руках, чем похожая на Родину-мать, стоит на возвышенности, а ниже по склону на гранитных плитах высечены слова благодарности партизанам Великой отечественной.
Половина второго. Самое время обедать. Вообще-то в монастырях мясо не едят, но для гостей и трудников монастыря другой рацион. В здании трапезной хозяйственного двора обители паломники подкрепляются борщом и гречкой с мясом.
И вот долгожданная встреча. Богомольцы входят в монастырь. О, как прекрасны лазурные цвета куполов, блестят золотом маковки церквей, как веет древностью от стен. У входа в пещеры монах-распределитель. Попасть сюда без предварительной записи почти нереально. Каждый берет в руку свечу и цепочкой друг за другом люди погружаются в мрак пещер.
Пар изо рта гасит свечу. К счастью, рядом есть брат или сестра готовые поделиться огнем. Псковские пещеры шире киевских, но одновременно здесь можно двигаться только в два ряда. Монах проводник вполголоса рассказывает историю монастыря. То там, то здесь в свете свечи видны плиты с надписями архимандрит, инок, игумен, протоиерей. Раньше здесь хоронили и монахов и мирян, теперь только монахов.
И вот впереди могила отца Иоанна Крестьянкина, известного по всей России. Отец Артемий помазывает верующих маслом из лампады над могилой, а проводник рассказывает о жизни старца. Отец Иоанн отличался удивительной любовью к людям, прошел ссылки, лагеря, получил от Бога дар прозорливости. Но долго на могиле задержаться не получится, сзади идет еще одна группа.
Благовещенцы отправляются в пещерный храм. Здесь покоится архимандрит Алипий, фронтовик, иконописец, грозный наместник монастыря не дававший в обиду своих монахов даже советским властям.
Архимандрит Серафим, отец Нафанаил, схиигумен Мелхиседек, архимандрит Антипа, — все они, герои Тихона Шевкунова «Несвятые святые» лежат здесь. Но, нам пора на поверхность.
В Псково-Печерском монастыре всегда много паломников и туристов. Сегодня – суббота, сразу несколько групп хотят попасть на святую горку. Всем там не поместится. В качестве компенсации наш проводник предлагает провести нас в Успенский собор, в который обычно можно попасть только ранним утром во время богослужения. Здесь хранится чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы и покоятся мощи игумена Корнилия.
Но время скоротечно, и нужно двигаться дальше. Автобус едет в Изборск. Здесь протекают воды 12 водопадов. Вода в них хоть и не святая, но родниковая, а потому чистая. Богомольцы с удовольствием умываются ею, фотографируются на фоне родников, наблюдают за плавающими здесь лебедями и утками.
Примерно в километре от Словенских ключей – Изборская крепость. Сколько нападений она отразила в ходе той же Ливонской войны. Сегодня надежный западный форпост служит музеем-заповедником.
Благовещенцам же пора возвращаться в Петербург, ведь завтра утром – Литургия.