20 октября 2020 года состоялся организованный сектором приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катезизации вебинар «Кинопедагогика. Проектное творчество детей и молодежи средствами кино». Ведущим вебинара выступил иеромонах Геннадий (Войтишко), приглашенными экспертами — Елена Бреднева, управляющий директор Ассоциации кинопедагогов России «Образ», директор международного кинофестиваля «Мы сами снимаем кино» и Александр Костюченко, организатор фестивального движения «Мы сами снимаем кино».
Помощник директора воскресной школы храмового комплекса на Пискаревском проспекте Дарья Вячеславовна Пустовая подготовила отчёт с предложениями о реализации для воскресной школы нашего прихода рекомендаций прошедшего вебинара.
Ведущие вебинара рассказали о кинопедагогике, как новом формирующемся языке, как средстве коммуникации с детьми, подростками, и даже взрослыми. Это является альтернативой тому, что сейчас проходит на пространстве интернета. Иными словами, из бессмысленного сделать осмысленное. Это средство новой коммуникативной культуры, в которой и живёт современная молодежь. Поскольку современные дети реализуют себя на визуальном языке (посредством снятых видео, рассказывающих их истории), то и был придуман проект, который помогает не только детям и их педагогам общаться на одном языке, но и придавать смысл сказанному в снятых роликах детьми.
В основу проекта была положена идея переосмысления старых притч на новый лад, иными словами, детям предлагалось мораль притчи переложить на настоящее время и снять смоделированную миниатюру. Таким образом, внимание детей отвлекается от развлекательного и бессмысленного, а порой и аморального контента, и переключается на здравый, нравственный ориентир, ещё и подготавливаемый ими самими.
Это важно ещё и потому, что дети сами выступают операторами, монтажерами, актерами, художниками и музыкантами, и подчас даже сценаристами. Это способ общения с детьми, ведь через вопрос «Что мы будем снимать», дети высказывают волнующие их темы, вопросы. И именно в момент создания сценария эти проблемы могут быть решены, когда педагог, услышав озвученные проблемы, может грамотно выстраивать сценарий и тем самым решать проблему.
Очень эффективным средством в общении с детьми и донесении им смысла оказалась кинопедагогика. Передача смысла, осознание принимаемых знаний, а не формальный рассказ.
Приглашенные эксперты объяснили, каким образом реализовать предложенный коммуникативный проект. Прежде всего было обозначено, что для постановки кино-миниатюры преподавателю необходимо опираться на основы драматургии, работу со сценарием, основы съемки и монтажа. Были разобраны правила монтажа: разъяснена крупность планов по Л. Кулешову. Приобретение педагогом мотивации к освоению компетенции в работе с монтажом будет также способствовать развитию отношений с детьми и донесению им истин.
Таким образом, подводя итог выше обозначенному, эксперты кинопедагогики предлагают внедрять новый коммуникативный проект в жизнь общеобразовательных и воскресных школ, чтобы посредством этого элемента найти точки соприкосновения с отдаляющимися в интернет-сети детьми и тем самым возвращать их к реальной жизни, пробуждая в них любознательность и указывая подлинные нравственные ориентиры.